Ракетомодельная страничка Тима. |
Оценочный расчет КС перекисного ЖРДПроделать этот расчет меня подбил CaRRibean с форумов Авиабазы. Я конечно долго и старательно ленился, потом долго ездил за программой для расчета, но в конце - концов я собрался. Задача стояла следующим образом:
Нагрузив деталь изнутри давлением 3.5 МПа я убедился что деталь выдерживает нагрузку с хорошим запасом с учетом снижения прочности материала при 600 С (σт = 410 МПа). Нагрев выше 600 С не рекомедован т.к. критическая точка Ar3 = 660 С для стали 30Х13. Но это все без учета термонапряжений !!! Для учета термонапряжений я задал граничные условия:
Увы, во всех расчетных случаях температурная "добавка" оказалась решающей. Равновестная температура системы оказалась намного выше предельной для данного материала. Т.е. для данного материала надо либо применять теплоизоляцию на внутренних стенках КС и принимать меры для интенсивного охлаждения, либо сильно ограничивать время непрерывной работы двигателя.Кроме того в случае "мертвой" фиксации верхнего торца КС (заделка) термонапряжения заведомо превышали пределы временного сопротивления на верхних 20 % длины КС. - т.е. конструкция фланца может внести существенный вклад в напряженно-деформированное состояние детали.После получения таких неблагоприятных результатов я перешел к решению не стационарной задачи.Поле температур при t = 29 секунд ясно показывает что при данных параметрах теплообмена рассматривать прочность двигателя при t > 20 c может только неисправимый оптимист. (Фактически, части показанные красным имеют температуру выше предельной) Не симметричность поля температур обьясняется довольно грубой сеткой и использованием элементов первого порядка. Процесс прогрева: - 5 секунд - 10 секунд - 20 секунд - Достигнут предел!!! Результаты прочностного расчета имеют значительную погрешность из-за довольно грубой сеткой и использования элементов первого порядка. Но тем не менее можно с увереностью говорить что расчетная модель находится на пределе прочности практически все время, а не несколько последних секунд. Это объясняется крайне высокими термическими напряжениями в следствии неравномерного прогрева.Интенсивность напряжений по Мизесу (t = 15 c) Интенсивность напряжений по Мизесу, продольное сечение, значения напряжений усреднены по объему элемента (t = 1 c) Интенсивность напряжений по Мизесу, продольное сечение, значения напряжений усреднены по объему элемента (t = 20 c) Интенсивность напряжений по Мизесу, значения напряжений получены интерполяцией между узлами (t = 10 c) Интенсивность напряжений по Мизесу, значения напряжений получены интерполяцией между узлами (t = 15 c) Интенсивность напряжений по Мизесу, значения напряжений получены интерполяцией между узлами (t = 20 c) Вывод: необходимо принять меры к охлаждению и уменьшения теплового потока на внутренней поверхности КС. Кроме того необходимо увеличить относительную толщину стенки у входа в сопло и в критическом сечении. Необходимо так-же обратить внимание на конструкцию фланцевого крепления крышки КС, с целю избежать излишних термических напряжения. Для точного расчета необходимо использовать КЭ второго порядка на более мелкой сетке. |